МТС Банк изучил, как изменилась структура трат россиян в связи с обострением международной ситуации, приостановкой деятельности многих иностранных компаний в России, а также прошедшим праздником 8 марта. Анализ собственных данных показал, что больше всего в первой половине марта увеличился спрос на ювелирные изделия — в 2,3 раза, обувь — на 89,7% и косметику — на 85,1%. А средний чек вырос больше всего в магазинах товаров для дома — на 71%.
В первой половине марта популярные у россиян бренды объявили о приостановке деятельности и временном закрытии продаж, а падение курса рубля вызвало среди населения боязнь обесценивания накоплений, что в совокупности привело к ажиотажному спросу на многие группы товаров.
Больше всего выросло количество транзакций в ювелирных магазинах — в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом февраля 2022 года. Инвестиции в драгоценности в сознании массового потребителя — всегда хорошее решение. Однако стоит учитывать, что в рассматриваемый период попал Международный женский день, что могло также подстегнуть рост спроса на ювелирные изделия и другие группы товаров.
Второе место по росту числа покупок заняли магазины обуви — 89,7%, далее — магазины косметики, где транзакции увеличились на 85,1%.
Топ 10 категорий по приросту транзакций1 | |||
---|---|---|---|
1 | Ювелирные изделия | ||
2 | Обувь | ||
3 | Косметика | ||
4 | Одежда | ||
5 | Спорттовары | ||
6 | Техника для дома | ||
7 | Смартфоны и аксессуары | ||
8 | Товары для дома | ||
9 | Программное обеспечение | ||
10 | Зоотовары |
Самые популярные товары первой половины марта 2022 года
Топ 10 категорий по приросту транзакций1
1. Ювелирные изделия | Прирост количества транзакций: 2,3 раза |
Прирост среднего чека: 56% |
2. Обувь | Прирост количества транзакций: 89,7% |
Прирост среднего чека: 11% |
3. Косметика | Прирост количества транзакций: 85,1% |
Прирост среднего чека: 58% |
4. Одежда | Прирост количества транзакций: 50,7% |
Прирост среднего чека: 16% |
5. Спорттовары | Прирост количества транзакций: 45% |
Прирост среднего чека: 29% |
6. Техника для дома | Прирост количества транзакций: 38,7% |
Прирост среднего чека: 67% |
7. Смартфоны и аксессуары | Прирост количества транзакций: 34,3% |
Прирост среднего чека: 27% |
8. Товары для дома | Прирост количества транзакций: 34% |
Прирост среднего чека: 71% |
9. Программное обеспечение | Прирост количества транзакций: 33,1% |
Прирост среднего чека: 5% |
10. Зоотовары | Прирост количества транзакций: 24,9% |
Прирост среднего чека: 67% |
Практически во всех категориях в первой половине марта по сравнению с первой половиной февраля 2022 года зафиксирован существенный рост среднего чека. Больше всего он увеличился при покупке товаров для дома — на 71%, бытовой техники и зоотоваров — в обеих категориях рост составил 67%.
Традиционно при колебаниях курса рубля россияне стали запасаться продуктами питания, бытовой химией и прочими повседневными товарами — количество транзакций в супермаркетах увеличилось на 14,8%, а средний чек — на 16%. В алкомаркетах количество чеков выросло на 15,6%, а средняя стоимость покупки — на 16%.
Россияне стали меньше знакомиться и играть
Самое большое снижение по транзакциям в первой половине марта показали сервисы знакомств — здесь количество платежей сократилось в 3,6 раза. Видеоигры стали покупать меньше в 2,8 раза, мобильные приложения (за исключением игр) — в два раза. Такое снижение объяснимо тем, что некоторые ведущие сервисы также приостановили свою работу, а с отключением Apple pay и Google pay не все пользователи могут оплачивать покупки и подписки в магазинах приложений.
Методология исследования
Исследование основано на анализе обезличенных данных по банковским картам клиентов МТС Банка во всех регионах России. Учитывались платежные операции с 1 по 15 февраля 2022 года и с 1 по 15 марта 2022 года.
1 — Увеличение количества транзакций по картам клиентов МТС Банка c 1 по 15 марта 2022 года