Федеральный закон № 115 по борьбе с отмыванием денег обязывает банки проверять подозрительные операции по счетам клиентов. Критерии таких операций и признаки обналичивания посмотрите в официальных письмах и методических рекомендациях Банка России.
Бывает, что бизнес не имеет отношения к незаконным схемам, но операция по счёту вызывает подозрения. Банк запрашивает у клиента информацию, когда важно убедиться, что бизнес прозрачен.
Чтобы работать с расчётным счётом без блокировок, ознакомьтесь с памяткой.
Методические рекомендации помогут сделать ваш бизнес прозрачнее, повысить эффективность взаимодействия с банками, узнать о причинах возможного ограничения операций по счетам, процедуре реабилитации и порядке работы межведомственной комиссии, созданной при Банке России.
Составляйте финансовые планы, четко планируйте свои доходы и расходы, держите делопроизводство в порядке, в обязательном порядке оформляйте договоры о взаимоотношениях с контрагентами, фиксируйте изменение обстоятельств в дополнительных соглашениях к договорам, оформляйте документы для расчетов с контрагентами (счета, счета-фактуры, заявки и др.), осуществляйте расчеты с контрагентами тем способом, который указан в договоре.
Не игнорируйте запросы банка, а оперативно представляйте необходимую информацию. При запросе банком договоров представляйте не только сами договоры, но и дополнительные соглашения к ним, спецификации, товарные и транспортные накладные, счета-фактуры и иные документы, являющиеся основанием для проведения операции. Пишите подробные письменные пояснения для банка о схеме и особенностях ведения бизнеса, чтобы максимально раскрыть экономическую суть тех или иных операций, о проведении хозяйственных платежей, выплате заработной платы сотрудникам, уплате налогов. Не отказывайтесь от представления запрошенных банком документов и информации, ссылаясь на коммерческую тайну.
Обязательно информируйте банк и налоговый орган, если изменились какие-либо сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (ОКВЭД, участники, директор, адрес юридического лица и т.д.).
Налоговый орган проверяет достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в том числе сведений об адресе юридического лица. В случае установления недостоверности сведений налоговый орган направляет юридическому лицу, участникам и директору уведомление о необходимости представления достоверных сведений. Если в течение 30 дней достоверные сведения в налоговый орган не представлены, то в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности сведений. Запись о недостоверности может быть внесена в отношении сведений об адресе, директоре, участниках (учредителях). В случае наличия в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений более 6 месяцев юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке.
Максимально полно указывайте назначение платежа – не просто «по счету / договору № / за ТМЦ / за товар», а конкретно – за какие виды товаров/работ/услуг, с указанием реквизитов и наименований договоров, в рамках которых эти расчеты проводятся, а также с указанием счетов, спецификаций, универсальных платежных документов и т.д., на основании которых формируется платежное поручение, и попросите об этом своих контрагентов.
Регулярное снятие наличных и переводы на счета физлиц могут вызвать подозрение. Старайтесь снимать со счёта до 30% от оборота.
Как правильно: реже снимайте наличные «на прочие цели», чаще платите безналично с бизнес-карты.
Исключение: некоторые ИП (бухгалтеры, юристы, программисты, собственники, сдающие недвижимость в аренду) не имеют явных затрат и могут снимать всю сумму со счёта. Но при этом по счёту должны быть и платежи, связанные с профессиональной деятельностью:
у компаний с реальным бизнесом обычно проходит какое-то время между зачислением и списанием средств со счёта. Если компания или ИП регулярно переводит без остатка денежные средства на свои счета в другие банки, это подозрительно.
Как правильно: Покажите, что ведёте реальную деятельность: оплачивайте аренду, коммунальные услуги, канцтовары через банк, с бизнес-карты или счёта.
Банк не увидит, за что будет оплата и может запросить документы для подтверждения экономического смысла операции.
Как правильно: заполняйте назначения платежей подробно и без ошибок. Напишите не просто «предоплата», а развёрнуто: «Предоплата за запчасти по договору № 3756 от 12 декабря 2022». Понятно формулируйте назначения платежей и указывайте как можно больше подробностей: вид услуг, наименование товара, даты, № договора.
Банк оценивает переводы и поступление на счёт по кодам деятельности или ОКВЭД. Если занимаетесь строительным бизнесом, поступление средств за цветы может заинтересовать банк. В этом случае банк имеет право запросить документы, которые подтвердят источник денежных средств и реальность бизнеса.
Как правильно: если изменили коды ОКВЭД, сообщите об этом в банк. Проводите платежи по выбранным кодам
Переводить физлицам и предпринимателям можно, но важно делать это правильно. Если переводы регулярные, это настораживает. А зарплатный проект подозрений не вызывает.
Как правильно: если отправляете переводы физлицам, оплачивайте НДФЛ и страховые взносы. Будьте готовы предоставить подтверждающие документы по запросу банка: акты, договоры подряда, оказания услуг.
Когда нет штатных сотрудников или они числятся, но получают зарплату нижеМРОТ, это вызывает подозрение. Например, главный бухгалтер вряд ли станет работать за зарплату в 10–15 тысяч рублей в компании с оборотом в 10–15 миллионов рублей в месяц.
Как правильно: чтобы платить официальную зарплату себе и сотрудникам, подключите зарплатный проект в МТС Банке.
Обычно компании с реальным бизнесом платят налоги на уровне средней налоговой нагрузки своей отрасли.
Как правильно: платить налоги в среднем по отрасли.
Выручка приходит с НДС, а переводы контрагентам отправляете без НДС. Или выручка поступает на счёт, а налоги не платите.
Как правильно: платите НДС в полном объёме. Следите, чтобы НДС по входящим зачислениям и исходящим платежам соответствовали друг другу.
Если работают несколько взаимозависимых фирм или ИП и каждая организация прямо или косвенно участвует в работе другой, это вызывает подозрение, так как обычно связано со снижением налоговой базы.
Как правильно: не дробите бизнес на несколько разных фирм и ИП.
Если среди партнёров компании есть фирма-однодневка, это вызовет подозрение: не будет уверенности, что и сама компания работает честно.
Как правильно: перед тем, как отправлять платежи, проверяйте контрагентов через онлайн-банк МТС Бизнес или другие сервисы — таблица с популярными сервисами будет в конце памятки.
Последствия для бизнеса могут быть разными: от ограничения доступа к расчётному счёту до исключения из реестра.
Как правильно: вовремя сообщайте налоговой обо всех изменениях в компании (смена гендиректора, адреса и т.д.). Общее правило — в течение 7 рабочих дней.
При ограничении операций по счёту можно проводить платежи в офисе банка — при наличии документов, поясняющих основание платежа. Дистанционная оплата доступна только для выплаты заработной платы и налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
1. Проверка в налоговой | ||
«Прозрачный бизнес» — сервис ФНС России:
|
https://pb.nalog.ru/ | |
|
https://egrul.nalog.ru/ | |
Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года:
|
https://service.nalog.ru/zd.do | |
Приостановление операций по счёту в банке со стороны ФНС России:
|
https://service.nalog.ru/bi.do | |
2. Проверка судебных ограничений | ||
Поиск судебных дел, где участвует контрагент | http://kad.arbitr.ru/ https://sudrf.ru/index.php?id=300#gpk244 |
|
3. Проверка исполнительных производств | ||
Официальный ресурс судебных приставов Российской Федерации:
|
https://fssprus.ru/ | |
Единый федеральный ресурс сведений о банкротстве | https://bankrot.fedresurs.ru/ | |
4. Недобросовестные поставщики | ||
Реестр недобросовестных поставщиков ФАС России | http://zakupki.gov.ru | |
5. Официальный ресурс для малого бизнеса | ||
Портал «Бизнес-навигатор МСП»:
|
https://smbn.ru/ | |
6. Проверка физлиц | ||
Поиск в списке недействительных российских паспортов | http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000 | |
7. Другие сервисы | ||
За качество и актуальность информации каждый сервис отвечает самостоятельно |
Ответ: Ограничения ДБО (интернет-банка) могут быть не связаны с признанием операций клиентов подозрительными или с применением мер, предусмотренных 115-ФЗ. Ограничение ДБО не является отказом от проведения операций, а представляет собой ограничение способа совершения операций.
Зайдите в интернет-банк МТС Бизнес и проверьте, пришло ли письмо с запросом подтверждающих документов. Возможно, вы не увидели запрос, и банк, не дождавшись ответа в установленный срок, ограничил дистанционное обслуживание.
Если вы получили запрос на пояснение проводимых операций, отнеситесь к этому серьёзно. Не игнорируйте требование банка, предоставьте документы в полном объёме и в сроки, указанные в запросе. Если у вас возникли вопросы, пожалуйста, позвоните в банк по номеру 8 800 250-0-199 или +7 495 221-22-77, чтобы получить подробную информацию по сбору пакета документов.
Если запрос из банка не поступал, уточните причины ограничения ДБО – свяжитесь со своим менеджером в банке или позвоните по номеру горячей линии 8 800 250-0-199 или +7 495 221-22-77. Банк подскажет вам.
Ответ: Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров с клиентом самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях. Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу.
Если банк запрашивает информацию и документы с учетом Федерального закона № 115-ФЗ, клиент обязан их предоставить (пункт 14 статьи 7 закона).
Ответ: Устранить причину нарушения в максимально короткие сроки. Информацию о решении налогового органа можно получить в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика – юридического лица» и «Личный кабинет налогоплательщика – индивидуального предпринимателя».
Ответ: Возможно, вам отказали в проведении конкретной операции или ограничили (лимитировали) ДБО. Ваши средства не заблокировали. Сейчас банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые для снятия опасений о возможной сомнительной операции.
Ответ: Для разрешения возникших у банков вопросов по операции или по заявлению на заключение договора банковского счета (вклада) банку нужно получить необходимые и запрашиваемые у вас документы относительно конкретной операции и целей заключения договора. Постарайтесь представить документы в срок, установленные банком. Если документы не представлены в срок (или вы не уведомили банк о сроках представления), банк может отказать в совершении операции или заключения договора и направить сообщение в Росфинмониторинг.
Ответ: Да, вы можете представить документы, и по результатам их рассмотрения банк вправе принять решение об устранении вами оснований и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг.
Если банк направил вам ответ о невозможности пересмотра своего решения об отказе на основании представленных ваши документов, но вы убеждены, что данное решение банка необоснованно, вам необходимо обратиться в межведомственную комиссию (МВК).
Ответ: Сообщение о решении МВК направляется тем способом, которым вы направляли заявление. Вам могут сообщить:
- Решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми ранее банком было принято решение об отказе (в пользу клиента);
- Решение об отсутствии оснований для пересмотра принятого банком решения об отказе (в пользу банка).
Ответ: Остаток денежных средств после исключения из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) ЮЛ (ИП) передается банком в пользу участников (учредителей) соответствующего ЮЛ (ИП).