Чтобы открыть своё дело, нужны деньги. Хорошо, когда начальный капитал уже есть. Но если средств недостаточно, даже отличные идеи останутся нереализованными. Рассказываем об источниках финансирования, с помощью которых предприниматели могут получить средства на открытие или поддержку бизнеса.
Источник финансирования – это субъект, который готов предоставить деньги для осуществления предпринимательской деятельности. В этой роли могут выступать частные лица, организации или даже государство. Когда предприятие использует собственные средства, это называется внутренним финансированием. Если деньги поступают со стороны – внешним.
Использование источников финансирования – стандартная практика для бизнеса. Деньги могут потребоваться не только в сложной ситуации, но и на другие цели:
Бизнес может получить деньги из разных источников. Причём, не всегда в долг.
Надежный и низкорисковый способ получить начальный капитал для развития бизнеса нередко является еще и самым сложным. Действительно «большие» деньги есть у тех, кто уже владеет бизнесом, а те, кому они нужны, как правило, имеют не слишком большие накопления.
Главная проблема здесь – скорость развития компании. Чтобы бизнес рос и конкурировал на рынке, нужны, как минимум, большие объёмы – производства, продаж, присутствия. Если денег мало, развиваться можно очень долго и в итоге так и не суметь преодолеть точку безубыточности из-за инфляции, внеплановых расходов, низкой окупаемости и других причин.
Субсидии и гранты – идеальный источник финансирования для нового бизнеса. Государство выделяет средства безвозмездно, то есть, возвращать их не придётся. Но получить деньги не так просто. Придется доказать, бизнес-идея действительно хороша, и финансирование окупится.
Чтобы получить деньги от государства, нужно соответствовать установленным требованиям. Они свои у каждой программы финансирования, но общее правило – это наличие бизнес-плана. Есть и другие условия. Например, работать в определённой сфере или состоять на учёте в службе занятости. Программы поддержки могут реализовываться на федеральном или региональном уровне, поэтому правила нужно уточнять.
Вот варианты финансирования, которые можно получить от государства:
Государство помогает малому бизнесу не только деньгами. Если не удается пройти конкурс на программы финансирования, можно воспользоваться другими мерами поддержки:
Вариантов много, и каждый регион может вводить дополнительные способы помощи предпринимателям. На федеральном уровне этим занимается «Корпорация МСП» − организация, оказывающая поддержку малому и среднему бизнесу. На сайте корпорации можно найти все программы содействия, доступные в данный момент.
Гибкий инструмент финансирования, при котором не нужны залоги и поручители. Инвесторы вкладываются в идею, а взамен могут получить долю в бизнесе или часть прибыли.
Условия финансирования зависят от договоренностей сторон. Инвестор может стать партнером и принимать полноправное участие в управлении компанией. Такой вариант удобен для начинающих предпринимателей, у которых не хватает опыта для эффективной организации работы. Инвестор может вложить не только средства, но и профессиональные знания, помочь со связями и нужными контактами.
Также возможен вариант, когда инвестор не участвует в работе предприятия. Он финансирует проект и забирает часть прибыли соразмерно вложенным деньгам. Такой инвестор получает отчёты о работе компании и может дать совет по развитию, то есть выступает скорее консультантом, а не партнёром.
Найти инвестора можно не только среди частных лиц, но и среди фондов. Есть организации, которые готовы спонсировать перспективные идеи и стартапы. Это хороший вариант для компаний, которые хотят выйти на рынок с инновационным продуктом. Получить поддержку фонда на открытие прачечной или пекарни маловероятно.
Краудфандинг – это сбор средств в виде добровольных пожертвований. Предприниматель размещает свою бизнес-идею на специальной площадке, а заинтересованные люди перечисляют ему деньги. Соискатель (фаундер) сам устанавливает сумму, которую хочет собрать. Но гарантий её получения нет. Всё зависит от того, насколько идея понравится другим людям.
Краудфандинг хорошо подходит для компаний, которые уже имеют сообщества целевой аудитории. Например, активно ведут блоги в социальных сетях. В них можно прорекламировать свою идею, заинтересовать целевую аудиторию, объявить о сборе средств.
Важная часть успеха – оригинальная идея, которую захотят спонсировать. Маловероятно, что людей заинтересует обычная пекарня. Другое дело – инновационные технологии, творческие или социальные проекты. Например, сообщество вегетарианцев может финансово поддержать открытие кафе с любимой кухней.
Когда собственных средств недостаточно, оформление кредита – простой и логичный способ получить необходимый капитал. МТС Банк предлагает разные виды кредитования для компаний и индивидуальных предпринимателей. Вы можете взять кредит на пополнение оборотных средств, инвестиционное развитие в рамках правительственной программы поддержки МСП или подключить овердрафт на развитие малого бизнеса.
Кредит в банке даёт много плюсов:
В МТС Банке можно взять кредит под залог, с поручительством, на исполнение контракта, под бизнес-план или на произвольные цели. Мы учитываем специфику бизнеса и готовы обсудить индивидуальный план сотрудничества.
Подайте заявку онлайн, чтобы получить выгодное предложение. Финансирование малого бизнеса и ИП доступно как для текущих, так и для новых клиентов Банка.