Самозанятость – система налогообложения с уплатой налога на профессиональный доход. Рассказываем, кто может стать самозанятым, как это сделать, в чём преимущества и минусы этого налогового режима.
Самозанятость – особый режим налогообложения, предусмотренный только для физических лиц, включая граждан, зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя.
Самозанятым может быть человек, продающий результаты своего труда или оказывающий услуги при условии, что он не занимается перепродажей чужого имущества и собственности, не имеет наёмных работников, а его совокупный годовой доход не превышает 2,4 млн рублей.
Перечень видов деятельности самозанятого ограничен. Так, самозанятость нельзя применять, если:
«Закон о самозанятых» 422-ФЗ не предусматривает финального перечня профессий, которые подходят для самозанятых. Однако их примерный список есть. Самозанятыми могут быть гувернантки, репетиторы, мастера по маникюру, парикмахеры, авторы текстов, водители, электрики, строители, автослесари, флористы, груммеры, программисты – список очень большой.
Но есть и исключения. Так, адвокаты, медиаторы, оценщики, нотариусы быть самозанятыми не могут. До постановки на учёт рекомендуется обратиться в налоговую, чтобы убедиться, что ваша деятельность подпадает под определение самозанятости.
При соответствии условиям, самостоятельно встать на налоговый учёт в качестве самозанятого могут все граждане РФ с 16-летнего возраста. Дети в возрасте 14 лет могут получить этот статус при наличии согласия родителей или попечителей.
Кроме этого, применение данного налогового режима разрешено:
Кроме граждан РФ, стать самозанятыми могут и нерезиденты. Правило применяется к гражданам стран-участниц ЕАЭС, если у них есть разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории РФ.
Также на самозанятость может перейти физлицо в статусе индивидуального предпринимателя – для этого придётся отказаться от всех других режимов налогообложения, используемых в данный момент.
МТС Банк предлагает регистрацию в качестве самозанятого без обращения в налоговую и дополнительных сервисов.
Все, что вам нужно, есть в мобильном приложении МТС Банка:
Чтобы зарегистрироваться в качестве самозанятого в мобильном приложении МТС Банка, необходимо запустить приложение, выбрать в нижнем левом углу иконку «Ещё», далее перейти в раздел «Для самозанятых» и пройти регистрацию, следуя подсказкам.
Также вы можете пройти регистрацию в обычном режиме. Скачайте и установите на мобильный телефон приложение «Мой налог». Зарегистрироваться можно с помощью:
При выборе любого из способов регистрации следуйте подсказками системы. После отправки данных ваша заявка считается принятой и поступает на рассмотрение в налоговую.
Также регистрация доступна на веб-портале https://lknpd.nalog.ru с помощью ИНН и вашего пароля к личному кабинету на сайте ФНС.
! Регистрация нерезидентов возможна только по ИНН. Чтобы его получить, необходимо обратиться в местное управление ФНС. Налоговая присвоит ИНН, зарегистрирует личный кабинет налогоплательщика, иностранцу станет доступна регистрация в приложении «Мой налог».
Регистрация ИП в качестве самозанятого осуществляется в общем порядке, отказаться от текущей системы налогообложения можно по заявлению в течение месяца. Исключение – ИП на патенте: отказаться от патента можно только когда он истёк по сроку.
При рассмотрении заявления налоговая может вынести отказ:
Также вы можете оплатить налоги в личном кабинете сервиса «Мой налог».
Именно наличие чека разделяет личные деньги и средства от коммерческой деятельности: вы можете использовать одну банковскую карту для всех расчётов и зачислений, ошибки при формировании налоговой базы не будет.
При первой регистрации в качестве самозанятого предоставляется единовременный налоговый вычет. Его размер – 10 000 рублей для совершеннолетних и 12130 рублей дополнительно для самозанятых в возрасте от 16 до 18 лет. Эти деньги можно использовать только для уплаты части налога – 1% от доходов по ставке 4% и 2% от доходов по ставке 6%. Расчёт выполняется автоматически. Обналичить или потратить единовременно на погашение налоговой задолженности вычет нельзя.
Чтобы получать официальный доход от предпринимательской деятельности, физлицо может оформить не только самозанятость, но и дополнительно зарегистрироваться в качестве ИП. Чтобы выбрать, стоит знать, чем различаются эти статусы:
Самозанятость стоит оформить, если вы:
Самозанятость упрощает многие процессы: не надо платить в пенсионный, сдавать декларации, можно платить меньше налогов при работе с физлицами. При этом у вас есть возможность работы без онлайн-касс, а ещё – улучшения своей кредитоспособности за счёт официального дохода: это может понадобиться при оформлении ипотеки, например.
При этом стоит помнить, что у самозанятых физлиц не формируется трудовой стаж. Чтобы учёт отработанного времени вёлся, как при работе в найме или как у ИП на УСН, необходимо платить взносы за себя самостоятельно. Если доход в месяц превышает 100 000 рублей, выгоднее быть ИП на УСН, даже если все налоги теперь вы будете платить по ставке 6%. Дело в том, что взносы на пенсионное у ИП ниже, плюс их можно зачесть в счёт уплаты налогов, а ещё у вас будет идти трудовой стаж и формироваться пенсия.
Отказаться от самозанятости можно, выбрав соответствующий раздел в приложении МТС Банка или «Мой налог»: надо сформировать заявление и заплатить все налоги. Если вы самозанятый ИП, сниматься с учёта как предприниматель необязательно: достаточно выбрать другую систему налогообложения – если этого не сделать, налоговая автоматически переведёт вас на ОСНО.