Ozon – одна из крупнейших торговых онлайн-площадок. В 2023 г. оборот компании вырос на 130% по отношению году и превысил 1,45 трлн руб. Количество активных селлеров на конец 2023 года составляло 450 тысяч, а число покупателей выросло до 46,1 млн (на 11 млн больше, чем в 2022 году), каждые 88 из 100 рублей заработали предприниматели. Хотите выйти на Озон – читайте наш текст, чтобы узнать, как работает маркетплейс, и что нужно для начала продаж.
Растёт не только Озон, увеличивается оборот онлайн-торговли в России в целом. В 2023 году объём интернет-торговли достиг 7,9 трлн рублей (рост более чем на 36%), а количество заказов — 4,5 млрд (76%). К концу 2024 года достигается увеличение общего оборота ещё в полтора раза.
Учитывая темпы роста, администрация маркетплейса постоянно упрощает правила взаимодействия предпринимателей и торговой площадки. Если вы планируете выйти на маркетплейсы, Озон может стать хорошей площадкой для начала онлайн-бизнеса.
Работать на маркетплейсе могут самозанятые, ИП или ООО. Прежде чем начать продавать, нужно зарегистрироваться на сайте Ozon Seller и создать личный кабинет.
После этого Ozon активирует личный кабинет. Вы сможете приступить к загрузке товаров на маркетплейс и оформлению первой поставки товаров на склад.
Условия регистрации самозанятых с маркетплейсом мало отличаются от условий для других форм собственности:
После заполнения всех данных и принятия оферты личный кабинет станет доступен.
Чтобы продавать, нужно показать товар потенциальным потребителям. В этом поможет маркетинговый инструмент – карточка товара. Это витрина вашего онлайн-магазина.
Торговая площадка предлагает селлерам 4 варианта добавления товаров в каталог:
Создать карточку товара на Ozon вручную довольно просто:
После проверки введенной информации нажмите кнопку «Завершить создание». Ваша карточка товаров готова.
Чтобы карточка товара не затерялась среди конкурентов, уделите особое внимание разделам описание и «Rich-контент».
Описание изделия должно быть развёрнутым, включать информацию о:
Раскройте пользу товара, опишите, какие проблемы клиента он решит.
Рич-контент позволяет создать полноценный лэндинг внутри карточки. В него можно добавить схемы, иллюстрации, видео-обзоры или инструкцию.
Маркетплейс предлагает 3 модели сотрудничества:
Последняя модель подойдет, если в ассортименте есть крупногабаритные изделия, саженцы, растения, удобрения или другие товары, которые не принимают склады Ozon. Также она подходит тем, кто сотрудничает с другими службами доставки по РФ на выгодных условиях.
В зависимости от выбранной схемы работы с маркетплейсом меняются расходы, закладываемые в юнит-экономику.
Торговля на онлайн-площадке предполагает удержание комиссий и выплат за:
Также с продавца удержат от 4 % до 19 % от стоимости за продажу каждой единицы. Размер комиссии зависит от категории. Все актуальные тарифы и формулы расчёта указаны в договоре оферты и в соответствующих разделах личного кабинета.
Планирование онлайн-торговли начинается с анализа конкурентов и спроса на рынке.
Чтобы не прогореть, при выборе товара учитывайте несколько нюансов:
Продажа товаров из списка разрешённых делится на 3 категории:
На маркетплейсе запрещена продажа:
Актуальный список запрещённых к продаже товаров можно изучить в базе знаний Озон в ЛК.
Также на Ozon установлены ограничения для самозанятых.
Они не могут продавать:
Поэтому если в дальнейшем вы планируете расширять ассортимент, учитывайте эти нюансы.
Работа на онлайн-площадке должна соответствовать установленным правилам. Согласно договору маркетплейс оставляет за собой право заблокировать карточки товаров и личный кабинет продавца.
Частые причины блокировки:
Менеджеры регулярно проверяют продавцов и товары на соответствие правилам.
Любая торговая площадка, даже если она работает не онлайн, имеет плюсы и минусы. Они связаны с правилами и условиями для продавцов. На самом деле все правила — способ упорядочить работу, защитить интересы потенциальных покупателей и получить доход самому маркетплейсу. Поэтому воспринимать их нужно как данность, а не как препятствие в работе.
Это действительно так. Аудитория площадки растёт, и шанс стать популярным есть у любого бизнеса. Свежие идеи и новые товары или проверенные и любимые категории — везде можно найти свою нишу, предложив выгодную цену, гарантии качества, быструю доставку и другие преимущества для покупателя.
Он прост настолько, насколько вообще может быть простым управления базой своих товаров внутри огромного маркетплейса. Здесь есть подсказки по заполнению. карточки товара, фильтры и другие настройки, которые помогут всё сделать правильно.
Всё, что вам нужно знать о поведении покупателей и их интересе к вашим товарам — внутри личного кабинета площадки. Вы можете пользоваться встроенными инструментами или подключить внешние сервисы для анализа, чтобы понимать, какие из ваших товаров пользуются большим спросом, какие заказывают чаще других, как сработали акции и спецпредложения, а какие стоит убрать или «взбодрить», чтобы остатки не перешли в категории неликвида.
Самые разные виды рекламы от понятия карточки до медийной рекламы и участия в специальных акциях и сезонных распродажах. Вы сами решаете, как продвигать свои позиции, определяете бюджет и цели, а Озон помогает вам за счёт глобальной рекламы на ТВ и в интернет.
Удобно, когда база товаров большая, и вы ведете учет во внешних программах.
Вы платите за логистику, хранение, эквайринг, упаковку, переупаковку, обратную доставку и многие другие вещи. Иногда расходы могут составлять до 50% стоимости позиции, что съедает прибыль. Это главный момент, к которому должен быть готов начинающий селлер. В большом объеме предложений, а в 90% случаев новые продавцы заходят в давно заполненные ниши, так как там активность покупателей выше, легко потеряться. Ваша карточка может быстро уйти вниз, а за её возвращение на первые страницы выдачи придётся платить, что не входило в ваши планы. Длительное отсутствие продаж повышает расходы на хранение. В какой-то момент позиция может стать убыточной или площадка ее ликвидирует (заблокирует). Поэтому необходимо тщательно анализировать рынок и планировать бюджет на продвижение.
Озон блокирует как карточки товаров, так и самих селлеров. Бан выдается в первую очередь за несоответствие описания фактически продаваемому изделию, а также за фальсификат. Также блокируют за слишком высокие цены, низкий рейтинг, отсутствие документов (сертификатов), нарушение авторских прав, некорректное общение с покупателями, долги перед площадкой и по другим причинам, полный список которых есть в Базе знаний маркетплейса.
Они помогают продавать ваши товары, Озон рекламирует акции и распродажи сам, а вот скидки покупателям предоставляются за ваш счёт. В самом начале, когда ваш бюджет состоит еще только из расходной части, обязательное участие в акциях может принести убытки.
Важно понимать, что как любая коммерческая деятельность, работа на Озон сопряжена с правильный учётом доходов и налоговой отчётностью. Для работы обязательно иметь расчётный счёт или пользоваться личным кабинетом самозанятого.
МТС Банк предлагает сервисы для оптимизации работы на маркетплейсах. Вы можете открыть счёт, активировав доступ ко всем сервисам и услугами банка для компаний, предпринимателей и самозанятых, а также получить поддержку наших экспертов в процессе выхода на Озон в качестве продавца от регистрации личного кабинета до отгрузки первой партии, работы с аналитикой и уплаты налогов.