Что делать, если банковская карта попала в транспортный стоп-лист, почему это происходит и можно ли сделать так, чтобы карта больше в нее не попадала. Даём подробную инструкцию о выводе карты из стоп-листа и рекомендации по исключению подобных ситуаций.
О нём могут знать те, кто регулярно пользуется общественным транспортом. Стоп-листом называется список, в который попадают банковские карты, с помощью которых невозможно произвести расчёт за проезд в автобусе, метро, электричке.
Транспортный стоп-лист банковских карт формируется перевозчиком – предприятием, оказывающим транспортные услуги, и, по сути, представляет собой список должников.
Идентификация осуществляется по номеру карты, а не по личности пассажира. Если у вас несколько карт, и одна из них в стоп-листе, вы сможете расплатиться за поездку другой при условии, что по ней нет ограничений.
Как карты попадают в стоп-лист, если в момент оплаты никаких предупреждений не было? Дело в том, что терминалы в автобусах работают в режиме офлайн: они регистрируют платёжную операцию, но фактически не проводят её, так как не подключены к интернету постоянно. Это сделано для сокращения времени на обилечивание. Поскольку в общественном транспорте интернет может работать только через GPRS, время обмена данными с банком может увеличиваться из-за неустойчивого сигнала или даже его отсутствия. Чтобы не задерживать пассажиров и не нарушать расписание, в общественном транспорте используется система отложенной авторизации. Чек-билет при этом выдается сразу, а фактическое списание денег с вашего счёта в банке происходит позднее. Иногда даже с задержкой до нескольких дней.
В итоге, если к моменту, когда пришло время списать деньги за поездку, на вашей банковской карте недостаточно средств, перевозчику приходит отказ, а ваша карта попадает в стоп-лист.
Если вы не отслеживаете списания по своей карте за каждую поездку, а этого не делает практически никто, узнать о том, что карта в стоп-листе, можно только в момент оплаты новой поездки.
Вы прикладываете карту или гаджет к терминалу, и в ответ получаете сообщение о невозможности оплаты. Если за проезд не принимают наличные, и у вас нет с собой другой карты, оплатить поездку, а значит и воспользоваться общественным транспортом, у вас не получится. Чтобы получить доступ к услугам без ограничений, карту нужно вывести из стоп-листа.
Транспортные компании ведут полный учёт операций, и вы можете найти сведения о своих поездках в личном кабинете пассажира. Чтобы получить к нему доступ, необходимо зайти на сайт перевозчика и пройти авторизацию. Интернет-адрес портала должен быть указан на информационной табличке, размещенной внутри транспортного средства.
После авторизации в личном кабинете пассажира, вам будет доступна история поездок, в том числе, сведения о задолженности с возможностью просмотра данных о неоплаченной поездке. Чтобы вывести карту из стоп-листа, нужно внести указанную сумму на свой счёт в личном кабинете. Так как вы подтверждаете транзакцию вручную, при наличии денег на карте проблем со списанием не будет.
Впрочем, вы можете не регистрироваться на сайтах перевозчиков и не заниматься разблокировкой своей карты. Система сама повторяет попытки списания, и при положительном балансе вашей карты погасит задолженность автоматически. Единственный нюанс в том, что попытки списания не предпринимаются каждый день. Система отправляет запросы периодически, и интервал между попытками может составлять более недели. Кроме этого, время на автоматическое погашение задолженности ограничено сроком в 28 дней. Если в этот период ваш долг автоматически не закрылся, останется только погасить его вручную в личном кабинете пассажира.
Москва
Санкт-Петербург
Новосибирск
Екатеринбург
Казань
Единого срока вывода карты из стоп-листа нет. После того, как вы погасили задолженность, возможность оплаты проезда в транспорте может появиться и через пару минут, и спустя несколько дней. Все зависит от того, как этот процесс реализован конкретной транспортной компанией. Единой системы по всей стране нет, в разных регионах работают разные перевозчики, которые самостоятельно настраивают приём оплаты по банковским картам.
Еще момент – срок проведения транзакции. В зависимости от банка, зачисление на счёт юридического лица может занимать до 3 рабочих дней.
Если мы говорим об автоматическом списании задолженности, срок вывода карты из стоп-листа может быть более месяца – всё зависит от того, когда именно программа перевозчика сможет списать деньги с вашей карты и восстановить возможность оплаты по ней.
Оплачивать проезд в общественном транспорте можно не только пластиковой картой, но и гаджетами. Это удобнее: карту не надо носить с собой, и с ростом числа выдачи цифровых карт бесконтактная оплата телефонами встречается даже чаще, чем «пластиком». Однако это никак не защищает от попадания в стоп-лист: деньги могут кончиться на счёте любой карты.
Если у вас не прошла оплата за поездку, которую вы совершили с помощью смартфона или часов, надо учитывать один нюанс.
Дело в том, что при оплате гаджетами используются не данные самой карты, а цифровой токен – виртуальный номер карты, который формируется в момент её привязки к платёжному приложению. Чтобы войти в личный кабинет пассажира, вам нужно использовать именно номер токена. Где его взять?
Автоматическое погашение задолженности, впрочем, тоже работает. Но это может занять определённое время.
Совет здесь один: не допускать нулевого баланса карты, которой вы пользуетесь для оплаты проезда в транспорте. Однако проблемы со списанием средств могут возникать и из-за технических ошибок на стороне перевозчика или банка, поэтому полностью гарантировать защиту от стоп-листа, к сожалению, нельзя.
Клиенты МТС Банка при попадании карты в стоп-лист могут мгновенно открыть цифровую карту в мобильном приложении и оплатить поездку ею. На выпуск уйдет пара минут, и еще столько же, чтобы привязать карту к платёжному приложению. Даже с учётом того, что вы выпускаете карту к счёту, к которому привязана заблокированная, оплата всё равно пройдет, так как токен карты будет новым.