Как и другие предприниматели, самозанятые получают за свою работу деньги от физических лиц и от компаний. Большинство самозанятых принимают деньги на свой лицевой счёт в банке, но могли бы использовать и расчётный. Обсудим, нужен ли расчётный счёт самозанятому и если да, то как и где его открыть.
Особенности работы самозанятых
Самозанятость – особый налоговый режим, доступный в РФ только для физических лиц, в том числе, зарегистрированных в качестве ИП. Самозанятые платят НПД (налог на профессиональный доход), могут не платить взносы на пенсионное обеспечение, не могут иметь наёмных работников и могут продавать только результаты своего труда. Самозанятый может работать репетитором, в такси, парикмахером, экскурсоводом, няней, разрабатывать компьютерные программы и работать в других сферах. Заниматься перепродажей чужих товаров плательщики НПД не могут, а вот продавать то, что изготовлено своим трудом – одежду, украшения, торты – да. Покупать расходные материалы и сырьё для переработки в конечный продукт при этом не запрещено.
Принять оплату за любую оказанную услугу или товар можно наличными или по безналу.
Какими счетами могут пользоваться самозанятые
Как правило, самозанятые принимают безналичные переводы на счёт дебетовой карты. Такой банковский счёт называется лицевым, и может быть открыт только на физлицо. Средства отделены от зачислений, не связанных с предпринимательской деятельностью: самозанятый просто указывает поступления как доход и платит налоги. В законе нет требований об открытии отдельных счетов: на одну и ту же карту можно получать зарплату, доход от самозанятости, переводы от близких и другие платежи. Когда контрагенту нужно подтверждение факта оплаты, самозанятый формирует чек в «Моём налоге» и дополняет его актом выполненных работ, если требуется.
Кроме этого, для приёма безналичных платежей самозанятый может открыть расчётный счёт в банке. Правда, есть одна оговорка: расчётные счета открываются только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а значит, для перехода на новый формат расчётов самозанятому придётся открыть ИП. С точки зрения налоговой нагрузки это ничего не меняет:
- размер налога на профессиональный доход остается таким же (4% при работе с физлицами и 6% при расчетах с компаниями и ИП);
- страховые взносы платятся так же на добровольной основе;
- декларацию предоставлять не надо.
Единственное, что потребуется – заключить с банком договор на РКО (расчётно-кассовое обслуживание).
Ограничения по ведению бизнеса тоже не изменятся – самозанятый ИП также не может нанимать сотрудников и заниматься перепродажей товаров, поскольку эти ограничения связаны не со статусом физлица, а с налоговым режимом.
Что даёт расчётный счёт самозанятому
Как мы поняли из абзаца выше, открытие расчётного счёта связано с некоторым объёмом дополнительных действий: надо зарегистрировать ИП и обратиться в банк. Это несложно: все сервисы доступны дистанционно, пошлин и комиссий нет, на всё у вас уйдет буквально пара дней.
Расчётный счёт позволит:
- Работать с крупными клиентами. Многие компании неохотно идут на сотрудничество с физлицами, опасаясь налоговых проверок или невыдачи самозанятым чека после оплаты. Лимитов по переводам на счета самозанятых нет, но если получатель платежа не предоставит закрывающие документы, налоговая может счесть перевод на лицевой счет оплатой физлицу, а такие расчёты ограничены суммой в 100 000 рублей по одному договору. Если вы работаете с оплатой на расчётный счёт, таких вопросов не возникает.
- Подключить эквайринг. Перевод на карту самозанятого не учитывается в оборотах банковских карт клиентов. Когда вам платят просто на карту, плательщику не начисляется кешбэк, у него расходуется лимит СБП или даже взимается комиссия. Плюс такие переводы не отображаются как покупки, и для карт с требованиями к обороту невыгодны. Эквайринг – это комплимент вашим клиентам и потенциал для увеличения их числа.
- Оптимизировать учёт. Личные деньги и поступления от предпринимательской деятельности будут зачисляться на разные счета. Это исключает ошибки учёта и повышает уровень предпринимательской дисциплины. Банковская выписка отражает все операции, вам будет проще вести учёт и анализировать деятельность.
Кроме этого, когда у вас уже будет открыто ИП для доступа к расчётному счёту, при превышении лимита годового дохода достаточно будет подать заявление на УСН или купить патент и продолжить работу.
В 2024 году этот лимит равен 2,4 млн рублей. Если вы получаете доход больше, статус самозанятого автоматически утрачивается. Снятие с учёта происходит сразу, как только вы заявите доход, превышающий лимиты. У вас будет 20 дней, чтобы стать ИП и выбрать систему налогообложения. Пока вы не оформите документы, работать будет сложно: компании не станут платить вам просто как физику без отчёта.
Когда самозанятый может открыть расчётный счёт
Получить статус ИП и открыть расчётный счёт в банке можно в любое время, в том числе, сразу при регистрации в качестве самозанятого. Нет никаких требований к сроку деятельности, оборотам или роду занятий.
После открытия расчётного счёта за ИП в статусе самозанятого сохраняется право принимать платежи на лицевой счёт по реквизитам и номеру привязанной к нему карты. Достаточно проводить формировать чеки для всех поступления на расчётный счёт и счёт дебетовой карты в приложении «Мой налог» или приложении банка-партнёра и платить НПД в срок.
Как самозанятому открыть расчётный счёт
Если вы уже получили статус ИП, обратитесь в банк и заполните заявление на открытие расчётного счёта. В МТС Банке подать заявку можно
онлайн. После её заполнения вам будут предоставлены реквизиты счёта – их можно использовать для заполнения договоров, выставления счетов и зачисления платежей. Доступ к расчётному счёту будет открыт после личного подписания договора – вам перезвонит менеджер, чтобы договориться о встрече.
Расчётный счёт для самозанятого в МТС Банке – это:
- Открытие и активация в течение 1 рабочего дня
- Отсутствие платы за открытие и РКО
- Обслуживание от 0 рублей
- Пакет бесплатных переводов в каждом тарифном плане
- Лояльные комиссии за операции
- Выпуск дебетовой бизнес-карты с кешбэком
Регистрация ИП и открытие расчётного счёта в банке ни к чему вас не обязывают. Вы можете продолжать работать в привычном формате и проводить по счёту только ключевые операции. При этом вы упростите расчёты для большинства клиентов, что повысит деловую репутацию и станет основой для перехода на новый уровень бизнес-активности.