Кредитная история (КИ) есть у каждого, кто обращался в банк за кредитом или пользовался кредитной картой, и даже у тех, кто никогда этого не делал. Когда и как обновляется кредитная история, почему её обновление для вас важно, и что сделать, если вы хотите улучшить свою КИ – расскажем в нашей статье.
Кредитная история – ваш личный архивариус, сохраняющий сведения о ваших обращениях в банк за кредитами, а также о том, как вы эти кредиты погашали: вовремя, досрочно, со штрафами или нет. Кроме того, в КИ попадают записи о других задолженностях, подлежащих взысканию – это просроченные штрафы за нарушение ПДД, налоги, пошлины, и даже оплата ЖКУ и алименты, если срок уплаты прошел, и по долгам вынесено судебное решение.
Кредитные истории граждан хранятся в БКИ – Бюро кредитных историй, входящих в реестр ЦБ РФ (по состоянию на 2023 год их шесть).
Отказаться от передачи своей кредитной истории, запретить банкам и иным кредиторам передавать о вас сведения в БКИ нельзя: кредитная история физических лиц – норма закона, зафиксированная №218-ФЗ.
Записи в архиве обновляются каждый раз, когда вы совершаете значимые для КИ действия. К ним относятся:
Данные о действиях, формирующих кредитную историю, передаются в БКИ в течение 3 дней.
Если процесс обновления кредитной истории автоматизирован, то процесс внесения изменений в данные о гражданине в БКИ выполняется вручную.
Дело в том, изменить данные, заменив одни сведения на другие или полностью удалив запись, можно только если в КИ допущены ошибки, а у вас есть доказательства, что запись неверна.
Неверные данные могут появиться в КИ, если:
Именно поэтому мы рекомендуем периодически проверять свою кредитную историю – это можно сделать бесплатно два раза в год, запросив отчёт в напрямую в БКИ.
Узнать, в каком именно БКИ хранятся ваши данные, можно через Госуслуги. Сервис доступен для пользователей портала с подтверждённой учётной записью и позволяет узнать, в каком «архиве» ваша КИ.
Дело в том, что по закону банки не обязаны сотрудничать с каким-то конкретным БКИ, достаточно передавать данные о клиентах в одно, а потому если вы пользуетесь услугами нескольких банков, найти сведения может быть сложно.
Госуслуги упрощает этот процесс:
Прочитайте отчёт и убедитесь, что в нём нет лишних или некорректных данных. А если найдете ошибку, необходимо подать запрос в банк, где открыт счёт, по которому есть вопросы – в течение 10 дней ошибка будет исправлена. При подаче запроса необходимо приложить все документы, доказывающие факт ошибки (выписки об отсутствии заложенностей, платёжные поручения, кредитный отчет и т.д.).
Кроме кредитной истории, на сайте БКИ можно узнать свой ПКР – персональный кредитный рейтинг. Так называется оценка вашей кредитной истории, выраженная в баллах от 1 до 999.
ПКР рассчитывается мгновенно и предоставляется бесплатно неограниченное число раз. Этот показатель полезен, когда вы хотите оценить свои шансы на получение нового кредита: если ваш ПКР в красной зоне – шансы близки к нулю, если в зелёной – высокие.
Даже при высоком кредитном рейтинге проверять КИ надо: ПКР это оценка, он не содержит конкретных записей о ваших обязательствах, а потому если в них есть ошибка, найти её, просто посмотрев ПКР – не получится.
Каждая попавшая в кредитную историю запись хранится 7 лет. Исключений нет кроме случаев, когда неверные данные корректируются банками.
Это означает, что любое действие, как положительное, так и отрицательное, будет доступно для просмотра в открытой части КИ весь этот период. И если вы хотите получить новый кредит, а история содержит много негативных записей, сделать это будет сложно.
Дело в том, что банки обращаются к КИ при рассмотрении заявок на кредиты и кредитные карты. Данные истории необходимы для скоринга – банковской системы оценивания благонадёжности клиентов, работающей как простая математическая модель, где каждый параметр имеет свой удельный вес. Первый этап оценивания – автоматический, и если по совокупности баллов скоринга не набирается минимальный порог, клиент получает автоматический отказ по заявке.
Кстати, ПКР (персональный кредитный рейтинг) использует примерно те же механизмы оценивания, что и банковская система скоринга. Он и был введён для того, чтобы дать возможность гражданам понимать качество своей кредитной истории до обращения в банк, ведь каждый отказ – это отрицательная запись, которая может повлиять на вашу благонадёжность.
Положительный момент в том, что кредитную историю можно не только исправить, но и улучшить. 7 лет – длительный период, и логично, что для банков на финальном этапе одобрения заявок по кредитам более весомыми являются свежие данные, чем одна просрочка по кредиту 6 лет назад.
Если вы проверили свой ПКР, и он в пограничной зоне, стоит запросить кредитную историю и найти факторы, снижающие её качество: в первую очередь, избавиться от просроченных задолженностей и больше не допускать их. Для оптимизации оплаты по кредитам рекомендуется их рефинансировать, объединив несколько задолженностей в одну, ведь следить за одним договором всегда легче.
В МТС Банке можно рефинансировать задолженности по кредитам и кредитным картам других банков, а ещё получить дополнительную сумму на расходы по выгодной ставке.
Нулевой считается КИ, в которой вообще нет записей. Такое возможно у молодых людей, только начинающих пользоваться финансовыми продуктами, а также у тех, кто не имеет счетов в банках и где-либо ещё.
Чистой считается КИ без негативных записей. При этом в ней могут быть текущие задолженности, например, сведения об открытых и ещё не выплаченных кредитах, задолженностям по кредитным картам, срок погашения которых также ещё не наступил.
Более показательной для банков является КИ, в которой есть записи, так как при нулевой истории сложнее понять, насколько ответственно гражданин относится к своим обязательствам.
Очень важно следить за качеством своей КИ, и не только в целях безопасности, но и для поддержания репутации – историю могут запрашивать работодатели при назначении сотрудников на ключевые посты.
Проверяйте сведения о себе в БКИ не реже чем раз в полгода, а также подключите сервис Финзащита – он информирует обо всех заявках и кредитах на ваше имя и позволяет отслеживать утечки личных данных, чтобы вы могли вовремя принять меры.